Скань

 Сканно-филигранная техника - это уникальная работа, посредством которой создаются украшения и предметы декоративно-прикладного искусства из медной, мельхиоровой, золотой или серебряной проволоки. Технику эту местные мастера-ювелиры использовали уже в XVI веке. Бояре Годуновы, владевшие селом Красное, всячески поощряли развитие ювелирного промысла, что помогло появиться на свет многим шедеврам и в этой технике.

Интересно, что в течение прошлого столетия скань постепенно утрачивала свои позиции и к окончанию века пришла в полный упадок. И благодаря вниманию к этому уникальному виду мастерства, патриотизму и энтузиазму мастеров «Красносельского Ювелирпрома», сканно-филигранная техника не только была восстановлена, но и получила новый импульс развития.

Филигранные изделия (изделия, выполненные в технике филиграни) изготовлены вручную из тонкой проволоки - скани - образующей сложные кружевные узоры, плоские и объемные формы. 

Виды заготовок, используемые в наборке филигранного узора разнообразны: «гладь», «веревочка», «шнурок», «плетенка», «елочка», «дорожка», «зигзаг», «колечко», «огурчик», «грушечка», «лепесток», могут быть и другие элементы.

Изготовление филигранных элементов, вручную по рисунку. Набор рисунка начинают с контура и продолжают по степени уменьшения элементов. Каждый элемент сгибают ювелирным пинцетом точно по рисунку, и только после того, как он полностью совпадает с нарисованным, его отрезают ювелирными ножницами. После этого смазывают с изнанки клеем и приклеивают на рисунок, полностью замещая изготовленным элементом нарисованный на бумаге узор. 

 Набранному узору дают высохнуть, затем, чтобы узор во время пайки не сместился, равномерно привязывают его к шаблону тонкой проволокой и в таком виде паяют.

Пайку производят ручной горелкой, открытым пламенем на ровной асбестовой плите, наблюдая за равномерностью растекания припоя и заполнения им мест соединения деталей. Ряд изделий проходит не однократный процесс пайки. Это относится к изделиям, имеющим многослойный сканной рисунок. При этом, каждый слой сканного рисунка создается при различных температурных и временных режимах, чтобы не прожечь предыдущий слой филиграни. Таким же образом напаивается зернь – металлические шарики, украшающие поверхность сканных изделий, придающие им объем и маскирующие места соединения деталей.

Объемную ажурную филигрань можно набирать как в плоскости по рисунку развертки объемной фигуры, так и по металлическому или гипсовому шаблону, имеющему форму заданной фигуры.

Набранная в плоскости развертка объемной филиграни после пайки должна принять форму заданной фигуры. Достигается это вручную изгибанием изделия с последующей правкой. Выгибание производят по форме с помощью молотка.

После придания изделию нужной формы производится пайка швов. Пайка - одна из самых ответственных операций. Некоторые изделия состоят из миллиона деталей, спаянных между собой, образуя крепкую ажурную конструкцию.

 Полировка сканно-филигранных изделий производится только вручную. После гальванопокрытия (серебрение, золочение, оксидирование, родирование) и закрепки вставок из поделочных камней или стекла, финифтьевых вставок изделия имеют законченный вид.

Никого не оставляют равнодушными получившие широкую известность скульптуры «Жар-птица», «Тройка», «Снегурочка», «Храм Христа Спасителя», мечеть «Кул Шариф», которые экспонировались на российских и международных выставках.

Отдел сбыта

Эл.почта: sbit@krasnoselsk.ru

Телефон: 8 (4943)2 3-17-96, 8(4943) 23-17-97, 8 (4943) 23-17-98

Факс: 8 (4943) 22-11-86

© 2009–2010 ОАО «Красносельский Ювелирпром»

создано Webway